Веретенникова В. Б., Якименко В. А.
Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования
Раздел «Образование, воспитание, работа с молодежью».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/.
Аннотация. Авторы обращаются к актуальной проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов, получающих педагогическое образование. В статье уточняется значение и выделяются особенности организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе высшей школы. Описанные ситуации, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие, опираются на обобщение опыта подготовки педагогов дошкольного образования. Авторами выделяется четыре основных направления организации процесса взаимодействия преподавателей и студентов. При этом рассматривается воспитательный, коммуникативный, дидактический и развивающий потенциал межличностного взаимодействия педагога и обучающихся как многоаспектного процесса, затрагивающего различные сферы педагогической деятельности. Авторы отметили возможность отслеживания результативности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов посредством инструментов мониторинга. Особое внимание в статье уделяется индивидуализации образования и его практико-ориентированной направленности через реализацию индивидуальных образовательных траекторий и включение в образовательный процесс высшего образования проблемных педагогических ситуаций. Авторы указывают на полинаправленность влияния межличностного взаимодействия на всех субъектов образовательных отношений. Рассмотрение проблемных вопросов организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования — выполнено посредством анализа широкого круга литературных источников и отражает современные тенденции в сфере отечественного образования.
Ключевые слова: образовательные отношения, межличностное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, преподаватель высшей школы, будущие педагоги, педагог дошкольного образования, педагогические ситуации.