Создание здоровьесберегающей образовательной среды в модели «Школа Минпросвещения России» (на примере опыта работы школы-лидера «Наставнической лиги» в Пермском крае)
Раздел «Образование, воспитание, работа с молодежью».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Семенцова О. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в модели «Школа Минпросвещения России» (на примере опыта работы школы-лидера «Наставнической лиги» в Пермском крае) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2025. — № 3 (27) / сентябрь. — С. 93–110. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2025/30sent2025/kvo309/.
Аннотация. В статье акцентируется внимание на проблеме ориентации образовательного процесса современной школы на создание здоровьесберегающей образовательной среды с включением системы многокомпонентной воспитательной работы и здоровьесберегающих технологий. Подчеркивается значимость организации воспитательной деятельности, направленной на поддержание физического и психического здоровья обучающихся. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников за последние годы. Теоретическая база публикации подкрепляется стратегическими приоритетами, обозначенными в указе Президента Российской Федерации, посвященном национальным целям развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в том числе сохранении населения, укреплении здоровья и повышения благополучия людей, поддержке семей. Предметом исследования в статье является анализ результатов самодиагностики школ Пермского края и описание педагогического опыта работы одной из школ «Наставнической лиги» Пермского края в контексте создания здоровьесберегающей образовательной среды и формирования здорового образа жизни у обучающихся в модели проекта «Школа Минпросвещения России». Для этого обобщены результаты самодиагностики 463 школ Пермского края по магистральному направлению «Здоровье» в 2024 году. Приведен сравнительный анализ дефицитарных показателей по результатам самодиагностики. На примере деятельности МАОУ «Сылвенская средняя школа имени В. Каменского» по направлению «Здоровье» демонстрируется продуктивный педагогический опыт в качестве школы-лидера «Наставнической лиги» в образовательном пространстве Пермского края. Опровергается распространенный тезис о несовместимости процесса обучения в школе и сохранения здоровья обучающихся.