Дронь Е. Н.

О системе работы с орфограммой на уроках русского языка

Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».

Библиографическое описание статьи для цитирования: Дронь Е. Н. О системе работы с орфограммой на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 4 (24) / декабрь. — С. 131-141. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/26dec2024/kvo411/.

Аннотация. Из года в год снижаются средние показатели качества выполнения орфографических и пунктуационных заданий на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Учителя и эксперты отмечают снижение качества написания изложений, сочинений, итоговых сочинений; обилие орфографических и пунктуационных ошибок в них. Отрицательная динамика результатов выполнения орфографических и пунктуационных заданий ГИА и общее снижение грамотности обучающихся не может не беспокоить. Среди причин, объясняющих эту ситуацию, можно назвать отсутствие системы работы с орфограммой и пунктограммой на уроках русского языка в среднем звене общеобразовательной школы. Методика их ввода и освоения, выработки орфографического и пунктуационного навыка, к сожалению, забывается. Автор статьи предлагает актуализировать методику работы с орфограммой, сделать ее применение на уроках систематическим. В статье дано определение понятиям «ошибкоопасное место» (орфограмма), «опознавательные признаки орфограммы», «условия выбора (существенные признаки) орфограммы», которые принципиально важны на первом этапе усвоения орфограммы для выработки навыка обозначения орфограмм и осознанного заучивания правила. В работе обоснована необходимость использования образцов обозначения орфограмм и образцов устного объяснения условий выбора орфограммы, а также последовательного закрепления правила в продуманной системе упражнений. Кроме того, в статье приведен фрагмент технологической карты урока, содержащий модель предъявления орфографического правила и систему упражнений для его закрепления.

Читать текст статьи онлайн