Обеспечение преемственности в формировании первичных географических представлений в начальной и основной школе
Раздел «Педагогические технологии и методики».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Амвросьева Л. В., Семерякова М. Н., Стаселович Г. А. Обеспечение преемственности в формировании первичных географических представлений в начальной и основной школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 4 (24) / декабрь. — С. 73-87. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/26dec2024/kvo406/.
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия формирования первичных географических представлений на этапе преемственности начальной и основной школы. Авторы раскрывают связь обучения по предмету «Окружающий мир» и курса географии в 5–6 классах в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом; заостряют внимание на особенностях процесса обучения при интеграции предметных, метапредметных и личностных результатов. Обозначаются особенности преподавания географии в 5–6 классах с учетом реализации системнодеятельностного и практикоориентированного подходов и необходимости формирования у учащихся функциональной грамотности. Обращается внимание на последовательность этапов географического образования и формирования географического мышления в соответствии с Концепцией развития географического образования в Российской Федерации. Особый акцент в данном вопросе сделан на реализации принципа преемственности географического образования посредством содержательного аспекта и воспитательного потенциала учебных предметов «Окружающий мир» и «География». Рассмотрены формы и методы последовательного формирования географических представлений и понятий, которые позволяют повысить познавательный интерес на уроках изучения окружающего мира и географии. Приведены примеры проектирования отдельных фрагментов уроков по схожим темам учебных предметов «Окружающий мир» и «География». В статье представлено описание методов, которые наиболее актуальны при организации учебнопознавательной, учебнопрактической и учебноисследовательской деятельности обучающихся на этапе преемственности начальной и основной школы. Акцентируется внимание на полезности использования картографического метода и организации практикумов.