Самкова И. Н.
Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности
Раздел «Методология и организация непрерывного педагогического образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo404/.
Аннотация. В статье рассматривается методология исследования действием и ее использование в организации повышения квалификации педагогов. Данная методология предлагает учителю пошаговый алгоритм для апробации теоретических знаний, транслируемых в процессе повышения квалификации, в практической деятельности. Основной задачей статьи является представление пошагового алгоритма проведения практико-исследовательского проекта, который может быть предложен педагогам по итогам прохождения курсов повышения квалификации. Проект проводится с целью развития рефлексивных навыков и профессиональной самостоятельности учителя в выборе новых методов и форм работы для их апробации на практике. Главными условиями разработки и проведения практико-исследовательского проекта являются работа педагогов в малых группах, соблюдение пошагового алгоритма и презентация результатов. Проект будет отличаться от научного исследования своей практической направленностью и наличием сформулированного практико-исследовательского вопроса для группы участников по решению конкретного профессионального затруднения. Для получения ответа на вопрос проекта педагоги разрабатывают технологическую карту урока для своей категории обучающихся, проводят его и осуществляют наблюдение по заранее разработанным критериям. Практическая значимость использования методологии исследования действием в организации мероприятий по повышению квалификации заключается в том, что формирует у педагога привычку рассматривать любое обучение с точки зрения решения своих профессиональных затруднений и необходимости предварительной апробации любого теоретического знания на практике.