Зыкова Маргарита Николаевна

Член редакционной коллегии

Кандидат психологических наук

Город, Страна: Калининград, Россия.

Место работы, должность: МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Светлогорска, педагог дополнительного образования.

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Область научных интересов: педагогическая психология; психологические аспекты традиционной культуры и фольклора; этнопсихология; психосемантика; психологическая ресемантизация; педагогические модели психотерапии.

Общее количество публикаций: 112.

Индекс Хирша: 5.

Наименование значимых научных трудов (в части учебных, методических пособий, монографий и пр.):

  1. Зыкова, М. Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка: Учеб. пособие / М. Н. Зыкова; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. — М.: Издательство МПСИ. — 2009. — 70 с.
  2. Зыкова, М. Н. Фольклор как социально-психологический феномен (на примере свадебного обряда): Монография / Зыкова М. Н.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. обл. ун-т. — М.: Изд-во МГОУ, 2005. — 98 с.
  3. Зыкова, М. Н. Фольклоротерапия: структурирование жизни через обряд: Учеб. пособие / М. Н. Зыкова. — М.: МОДЭК, 2006. — 77 с.
  4. Зыкова, М. Н. Фольклоротерапия: Учеб. пособие / М. Н. Зыкова. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. — 156 с.
  5. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: Монография / О. О. Андронникова [и др.]; под науч. ред. О. А. Белобрыкиной. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019 — 130 с.
  6. Шнейдер, Л. Б. Компетентное родительство. / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова; Российская академия образования, Московский психолого-социальный университет. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та. — 2018. — 121 с.
  7. Калинникова, Л. Н. Лингвопсихологическая ресемантизация как способ освоения кода национальной культуры развивающейся языковой личностью: Монография / Л. Н. Калинникова, М. Н. Зыкова. — Калининград: Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ», 2023. — 173 с.

Значимые публикации (за последние 5 лет):

  1. Зыкова М. Н. Некоторые соображения о психологической ресемантизации. / М. Н. Зыкова // Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты : Материалы XI межвузовской науч.-практич. конф.18 апреля 2017 г. — С. 208-214.
  2. Зыкова, М. Н. Знание основ традиционной культуры как компонент картины мира современного человека / М. Н. Зыкова // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. — 2012. — № 3 (24). — С. 65-72.
  3. Зыкова, М. Н. К проблеме рефлексии аксиологических оснований деятельности ее субъектом: мифологема человека (ученика) в педагогическом сознании/ М. Н. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 70-81.
  4. Зыкова, М. Н. Некоторые психологические и этические аспекты педагогического плагиата / М. Н. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 11-22.
  5. Зыкова, М. Н. Неочевидные психолого-педагогические аспекты анализа отклоняющегося поведения, или блудные дети русских сказок / М. Н. Зыкова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2019. — № 3/4. —С. 37-47.
  6. Зыкова, М. Н. Опыт исследования проблемы отчуждения человека от родной культуры: психолого-педагогические аспекты / М. Н. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 4-13.
  7. Зыкова, М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты / М. Н. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 42-51.
  8. Зыкова, М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски / М. Н. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 115-125.
  9. О воспитании подростков: в помощь классному руководителю. Методическое пособие / сост. В.П. Вейдт — Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования. — 2019. — 140 с. — С. 18-38.
  10. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: Монография / О. О. Андронникова [и др.]; под науч. ред. О. А. Белобрыкиной; М-во науки и высшего образования РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019 — 129 с. —С. 59-84.
  11. Шнейдер Л. Б. Культурно-исторические основы содержание образования и их аксиологическое воплощение / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова // Научное наследие Л. И. Божович и современная психология образования: Сб. материалов конф. 24-25 сентября 2018 г. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ. — 2018. — с. 72-81.
  12. Шнейдер, Л. Б. Педагогический труд как источник стресса и поддерживающий ресурс / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. — 2020. — № 1. — С. 64-71.
  13. Шнейдер, Л. Б. Пути и средства содействия жизнедеятельности ребёнка-билингва (инофона) [Электронный ресурс] / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2020. — № 1. — URL: http://pem.esrae.ru/27-287 (дата обращения: 24.03.2020).
  14. Калинникова Л. Н. К проблеме развития языковой личности обучающегося: лингвопсихологическая ресемантизация как инструмент освоения кода национальной культуры / Л. Н. Калинникова, М. Н. Зыкова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. — № 4. — 2023.

Участие в значимых научно-методических и научно-практических мероприятиях (за последние 5 лет):

  1. III Международная научно-практическая конференция «Нейропедагогика: теории, методы, подходы». Мастер-класс «Открываем мир заново» («Психолого-педагогический потенциал паремий фольклора в обучении»), 20-21 ноября 2021 г., онлайн-конференция.
  2. XI Межвузовская научно-практическая конференция «Управление изменениями: перспективы нового десятилетия», 19 апреля 2022 г., РАНХИГС, Москва.
  3. Межрегиональная конференция «Любительское творчество как фактор становления и развития национальной культурной идентичности». Форсайт-сессия «Инициативное конструирование проектов, направленных на сохранение и развитие российской культурной идентичности», 15-16 июня 2021 г., ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова», Калининград.
  4. Научно-практическая конференция с международным участием «Научное наследие Л. И. Божович и современная психология образования», 24-25 сентября 2018 г., МГППУ, Москва.
  5. Виртуальный креатив-форум «Педагогическое мастерство — основа успеха в дополнительном образовании детей», посвященный 200-летию К. Д. Ушинского, 31 мая 202 года, онлайн-форум.

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка / стажировки:

  1. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании», 300 часов, ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний».
  2. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы обеспечения информационной безопасности детей», 22 часов, ООО «Центр инновационного образования и воспитания».
  3. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дополнительного образования», 36 часов, Калининградский областной институт развития образования.
  4. Обучение по программе непрерывного профессионального развития «Дополнительное образование детей: потенциал, ресурсы и новое содержание для создания эффективной системы воспитания, самореализации и развития каждого ребёнка» в рамках VIII всероссийского совещания (с международным участием) работников сферы дополнительного образования детей, 4 часа.

Награды:

  1. Нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», (2021 г.).
  2. Почётная грамота Министерства Образования Российской Федерации (2013 г.).

Другие достижения:

  1. Инициатор и организатор всероссийских и международных культурно-просветительских проектов в области фольклора и традиционной народной культуры: «Новая путёвка в жизнь», «ВДаль: новая путёвка», «Союз народов — творческий Союз».
  2. Автор и руководитель культурно-образовательного проекта «Школа фольклора и ремёсел».