Практическая реализация учета индивидуальных особенностей обучающихся на уроках труда (технологии) при формировании предметных компетенций
Раздел «Научно-педагогические исследования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Чухлиб А. Ю., Полупан К. Л. Практическая реализация учета индивидуальных особенностей обучающихся на уроках труда (технологии) при формировании предметных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2025. — № 1 (25) / апрель. — С. 35–51. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2025/02apr2025/kvo103/.
Аннотация. В данной статье приводятся результаты внедрения подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся на уроках труда (технологии) при овладении предметными компетенциями. Анализируется результативность применения авторских индивидуализированных заданий, разработанных с учетом особенностей ведущей перцептивной модальности. Эффективность применения данного подхода в процессе обучения оценивалась посредством диагностики ряда показателей: уровня учебной мотивации, сформированности познавательной самостоятельности и уровня академической успеваемости учащихся. Представлено детальное обоснование изучаемой в рамках исследования проблематики: роль компетентностного подхода в современной системе образования и ее нормативной регламентации, предпосылки необходимости индивидуализации образовательного процесса, а также психофизиологические особенности протекания процесса восприятия у различных категорий обучающихся. В период проведения теоретического исследования была организована следующая практическая реализация выводов: разработан комплект планов-конспектов уроков, включающих задания, нацеленные на учет индивидуальных характеристик ведущего канала обучающихся (аудиалы, визуалы, кинестетики); выполнен подробный анализ данных, полученных в ходе эмпирических исследований применения подхода; представлены и апробированы методические рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся для педагогов и родителей. Сформулированы выводы о целесообразности применения индивидуализированного подхода на уроках труда (технологии) в 5-м классе.