Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/30sent2024/kvo307/
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности внедрения уникального регионального компонента Калининградской области на уроках литературы в основной и старшей школе. Подходы по внедрению регионального компонента описаны на примере таких художественных произведений, как «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Кенигсбергский цикл» И. А. Бродского, «Танцы в крематории» Ю. Н. Иванова. Для изучения также предложен ряд рассказов региональной писательницы Н. Н. Горбачевой. Рассмотрены понятия «национально-региональный компонент учебного процесса» и «городской текст», изучен процесс перехода «кенигсбергского текста» в текст «калининградский». Авторы акцентируют внимание на том, что в текущий период разделение истории и культурного наследия Кенигсберга и Калининграда недопустимо. Одной из самых актуальных задач нашего региона является восстановление связи времен, которая позволит воспринимать довоенную историю Кенигсберга не как историю чужого города, но как неотъемлемую часть истории современного Калининграда. Именно введение регионального компонента в учебный процесс может способствовать осознанию и сохранению обучающимися исторического пути области, в которой они проживают, что закономерно приведет к сохранению истории и культуры целой страны, ввиду того, что региональная культура по своей природе неотделима от национальной, являясь ее частью.