Опыт реализации программы наставничества: взгляд наставника и наставляемого
Раздел «Научно-педагогические исследования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Вейдт В. П. Опыт реализации программы наставничества: взгляд наставника и наставляемого // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 4 (24) / декабрь. — С. 4-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/26dec2024/kvo401/.
Аннотация. Несмотря на явную эффективность наставнической деятельности, в рамках которой осуществляется методическая поддержка и сопровождение педагогов в формате горизонтального обучения («равный — равному» / «педагог — педагогу»), опыт ее участников может существенно различаться. Поскольку опыт в целом не только определяет отношение человека к окружающей действительности, но и влияет на выработку им стратегий, обуславливает принятие решений и пр., то опыт реализации программы наставничества может представлять интерес с точки зрения тех эффектов, которые он способен оказать на профессиональную деятельность педагога. Для подтверждения гипотезы о том, что опыт реализации программы наставничества у наставников и наставляемых может быть разным, в том числе негативным, автор статьи провел исследование, которое позволило, с одной стороны, определить, в чем именно заключается разница в опыте реализации программы наставничества у наставников и наставляемых; с другой — выявить проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги в процессе наставнической деятельности. В исследовании, организованном путем онлайнопроса, приняли участие 157 наставников — активных членов таких региональных сообществ, как «Балтийская лига учителейнаставников», «Балтийский клуб менторов», «Цифровые наставники», «Региональный методический актив» — и 160 наставляемых. По итогам количественного и качественного анализа результатов исследования предложены рекомендации по организации наставнической деятельности, а также подготовке наставников.