Филиппенко Д. П., Гуцол С. М.

Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике

Раздел «Инклюзивное образование».

Библиографическое описание статьи для цитирования: Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo306/.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития инклюзивного экологического туризма в Калининградской области на примере реализации проекта, поддержанного Фондом президентских грантов в 2022 году. Инклюзивный туризм является важным инструментом социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). В рамках проекта было разработано и реализовано восемь экскурсионных программ, доступных для посещения детьми с инвалидностью и ОВЗ. Программы экскурсионных маршрутов были разработаны с учетом посещения конкретного природного объекта — особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ) Калининградской области. География экскурсионных программ планировалась и реализовывалась по степени сложности маршрутов. Помимо инклюзивных экскурсий, было проведено два обучающих семинара-тренинга по обучению педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и ОВЗ. Реализованные инклюзивные практики содействовали развитию туристических направлений региона, а экскурсионные программы обеспечили возможность для детей осуществить путешествия в различные уголки Калининградской области для посещения уникальных природных территорий. Интеграция обучения по взаимодействию с людьми с инвалидностью с экотуристическими направлениями позволила совершенствовать практико-ориентированные формы инклюзивного экологического просвещения и туризма при проведении экскурсионных программ. Разработанные инклюзивные экотуристические маршруты могут быть использованы для просветительской, краеведческой и познавательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, экологический туризм, доступная среда.

Читать текст статьи онлайн