Сытина А. В.
Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности
Раздел «Педагогические технологии и методики».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/.
Аннотация. В данной статье коммуникативная компетентность учителя показывается с точки зрения его профессиональной деятельности. Рассмотрены признаки монологической речи педагога, понятия «педагогическое общение» и «педагогический диалог», проанализирована структура этого диалога. Подчеркнута важность овладения навыками педагогического диалога, так как в условиях обновления ФГОС основного общего образования учебное общение в рамках обучающего занятия не может ограничиваться лишь монологической речью учителя. Педагогический диалог, таким образом, представляется как наиболее эффективное средство развития умственной деятельности обучающихся и их коммуникативно-речевых навыков. Автор статьи также акцентирует внимание на том, что овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога ввиду того, что речевой этикет позволяет установить правила в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и конфликтных. Проанализированы конфликтные ситуации, в которых обучающиеся и учителя проявляли вербальную агрессию, предложены конкретные жанры и средства речевого этикета, направленные на предотвращение речевой агрессии и, как следствие, повышение уровня развития коммуникативных компетенций педагога. На основании проведенного анализа автор приводит рекомендации для педагогов по предотвращению конфликтных ситуаций, возникающих в рамках обучающих занятий, в том числе проводимых в дистанционной форме.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, педагогический диалог, речевой этикет, вербальная агрессия, дистанционное обучение.