Милявская Н. Б.
Практические рекомендации по использованию чат-ботов в процессе обучения иностранным языкам
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Милявская Н. Б. Практические рекомендации по использованию чат-ботов в процессе обучения иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 112-120. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo411/.
Аннотация. В статье систематизируется существующий педагогический и исследовательский опыт в области внедрения технологий чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам. Описываются возможности и ограничения, связанные с перспективами применения искусственного интеллекта в рамках учебного процесса. Опасения учителей, связанные с демотивацией учащихся, утрачивающих смысл в изучении иностранных языков при наличии технического переводчика, а также с отсутствием возможности осуществлять контроль за самостоятельностью выполнения письменных работ, могут быть сняты посредством инициативного внедрения новых технологий в процесс обучения самими преподавателями. Их эффективное использование предполагает разработку специальной системы заданий, включающей в себя как лингводидактическую, так и мотивационную составляющие. В работе приводятся возможные типы учебных заданий и формулировки инструкций по их выполнению. Даются конкретные примеры упражнений, направленных на формирование навыков диалогической речи и усвоение иноязычной лексики. Отмечается значимость выбора обучаемыми различных ролей, предлагаемых ими искусственным коммуникаторам для поддержания аттрактивности обучения. Обозначаются перспективы использования ботов с целью объяснения грамматических тем, а также в функции корректора ошибок. Постулируется необходимость объединения усилий учителей иностранного языка и ИТ-консультантов с целью совместной выработки системы практических рекомендаций по эффективному использованию ботов в практике обучения иностранным языкам.