Николаева Л. Ю.
Туземные школы в Центральной Азии
Раздел «История образования и педагогической науки».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Николаева Л. Ю. Туземные школы в Центральной Азии // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 80-88. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo408/.
Аннотация. В статье рассматривается процесс создания и функционирования в ХIХ веке туземных школ на окраине Российской империи — в Ходжентском уезде Туркестанского генерал-губернаторства (современная территория города областного значения Худжанд, Республика Таджикистан, в советское время — город Ленинабад Ленинабадской области, Таджикская Советская Социалистическая Республика), продвижение российского образования, использование педагогических методик для обучения местного населения русскому языку и светским дисциплинам. В деятельности первых учителей в г. Ходженте имелись серьезные проблемы: недоверие местного населения к русским, активная антироссийская пропаганда со стороны исламских священнослужителей, местные предрассудки, недостаточное финансирование школ Министерством народного просвещения Российской Империи, отсутствие адаптированных учебников для таджиков. Описана подвижническая деятельность русских учителей. В современных реалиях Российской Федерации необходимо по-новому осмыслить просветительскую деятельность, проводимую Российской империей в Центральной Азии. В связи с возобновлением в центральноазиатских государствах дискуссии по проблеме колонизации Центральной Азии царской Россией, а затем Советской Россией, данная проблема становится актуальной и требует всестороннего изучения. В статье также рассматривается становление светского образования на территории Бухарского эмирата. Цель данной статьи — на примере Ходжентского уезда Туркестанского края объективно представить, как создавалась система просвещения населения Центральной Азии, оценить просветительскую деятельность русских учителей на территории Ходжента.