Стаселович Г. А., Мусакова Л. В.
Лингвистический эксперимент в начальной школе
Раздел «Педагогические технологии и методики».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Стаселович Г. А., Мусакова Л. В. Лингвистический эксперимент в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 57-70. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo406/.
Аннотация. В статье на основе определения эксперимента как метода исследования явлений и процессов раскрываются особенности и возможности лингвистического эксперимента как одного из ведущих методов познания в процессе изучения русского языка. Актуальность изучения данного метода и его осознанного применения обучающимися в начальной школе объясняется введением в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в содержание федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» лингвистического эксперимента как новой дидактической единицы. Методика организации лингвистического эксперимента раскрывается с опорой на представления о видах экспериментов и их функциональной взаимосвязи. Рассматриваются возможности лингвистического эксперимента в качестве источника познания языковых явлений, процессов, разрешения противоречий, средства формирования и развития умений на уроках русского языка, способа проверки уровня лингвистической подготовки обучающихся, ведущего метода достижения результата в учебно-исследовательской и проектной деятельности в области языкознания, инструмента развития лингвистического мышления младших школьников и формирования у них функциональной грамотности, а также примеры применения данного метода познания русского языка на уровне начального общего образования в зависимости от поставленных целей и задач. Статья рекомендуется учителям начальных классов для ознакомления с лингвистическим экспериментом как одним из методов исследования, являющимся инструментом формирования функциональной грамотности младших школьников и развития их познавательной активности.