Ежов П. Ю., Новикова О. В.
Организация личностно-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя
Раздел «Научно-педагогические исследования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личностно-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 3-11. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/.
Аннотация. В статье описан опыт организации личностно-развивающей среды занятия с учебной группой студентов-первокурсников Уральского государственного педагогического университета в рамках дисциплины «Практикум по самоорганизации и саморазвитию». Образовательная среда занятия «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности» проектировалась и организовывалась по трем компонентам: организационно-технологическому, пространственно-предметному и социальному. Сделано предположение, что организация такой среды выступает фактором развития личностного потенциала будущего учителя. До и после занятия была проведена диагностика показателей личностного потенциала студентов с помощью специально разработанного опросника «Изучение личностного потенциала студента». Обработка данных осуществлялась по Т-критерию Вилкоксона. Зафиксированы значимые сдвиги по трем показателям личностного потенциала студентов — будущих учителей (самоопределение, реализация, сохранение). Как показали результаты, студенты увидели роль социального ресурса в самоопределении и целедостижении, отметили значимость выстраивания коммуникации в новых сообществах и важность самоценности и положительного отношения к себе. Такая позиция повлияла на общую удовлетворенность собой. Немаловажно, что после занятия эмоциональное состояние молодых людей существенно улучшилось. Положительные отзывы о занятии подчеркнули значимость организации и проектирования личностно-развивающей образовательной среды в обучении студентов — будущих учителей. Данную статью можно рассматривать как методический ресурс для работы с будущими педагогами.
Ключевые слова: личностный потенциал, личностно-развивающая образовательная среда, организационно-технологический компонент, пространственно-предметный компонент, социальный компонент, самоорганизация, саморазвитие.