Беляева А. П.

Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы

Раздел «Методические разработки занятий и конспекты уроков».

Библиографическое описание статьи для цитирования: Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo110/.

Аннотация. В методической разработке представлен сценарий урока по рассказу О. Н. Кузнецовой «Вертолетино дерево». Предложен комплексный анализ текста с применением технологии развития критического мышления. Урок проводится в рамках изучения предмета «Родная (русская) литература» в 9-м классе (рассказ принадлежит вологодскому писателю). Цель урока — определить проблемы исходного текста, раскрыв характеры героев и отношения между ними, а также понять смысл названия рассказа, который повествует о проблемах взаимоотношений разных поколений, о роли памяти в жизни человека, о ценности любви, понимания. Работая в группах, учащиеся выясняют авторскую позицию и формулируют свою собственную исходя из жизненного и литературного опыта. Они видят, что автор явно сочувствует главной героине, Степаниде Ивановне, любуется ее жизнелюбием и так же явно осуждает ее родных за недобрые слова, сказанные, может быть, в сердцах, за невнимание к старикам. На уроке в процессе рефлексивного чтения ребята учатся понимать и анализировать поступки героев, сравнивать их. В этом им помогают такие методы и приемы технологии развития критического мышления, как корзина идей, сюжетная таблица, кластер.

Ключевые слова: смысловое чтение, авторская позиция, характер героя, сюжетная таблица, кластер, корзина идей.

Читать текст статьи онлайн