Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А.
Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/.
Аннотация. В статье рассматривается организация образовательного процесса на уроке с использованием приемов смыслового чтения. Представлены описания стратегий предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности и видов чтения. Рассмотрены такие приемы смыслового чтения, как «Мозговой штурм», «Тезаурус», «Анонс», «Исследование авторской позиции», «Свертывание и развертывание текста», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с паузами», «Чтение про себя с пометками», «Отношение между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист» и др. В статье приведены примеры практического использования приемов трех стратегий и пяти видов чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее, интерпретирующее, критическое — на разных этапах урока. Разработана инструктивная карта для учителя по использованию приемов стратегий и видов чтения на различных этапах инновационного урока: мотивационно-целевом, операционно-деятельностном и рефлексивно-оценочном. Делается вывод о необходимости и важности проведения работы по развитию читательской грамотности в соответствии с основополагающими документами системы образования — федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной основной общеобразовательной программой, которые определяют обязательные планируемые результаты и оценку уровня читательской грамотности выпускника.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, чтение, технологии, образование, приемы смыслового чтения.