Росткова Т. И., Колесник М. О.
Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации
Раздел «Тренды современного образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 40-50. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo105/.
Аннотация. В данный момент дошкольные образовательные организации не рассматриваются как организации для разворачивания цифровой образовательной среды; в первую очередь это связано с возрастными ограничениями, гигиеническими правилами и т. д. Цифровые технологии, которые являются неотъемлемой частью цифровой образовательной среды, открывают широкие возможности для повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В статье представлены определения понятий «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровая образовательная среда». Целью статьи является раскрытие сущности цифровых технологий в организации образовательного процесса детского сада, а также описание перспектив их применения с учетом нормативных документов, в том числе санитарных правил СП 2.4.3648-20. В данной публикации рассмотрены основные составляющие использования цифровых технологий в образовательном процессе, приведены практические примеры из опыта работы детских садов Калининградской области. В ходе проведенного анализа выявлены как перспективы их применения, в том числе и для повышения доступности дошкольного образования для часто болеющих детей, так и возможные риски, среди которых значатся низкая готовность педагогов и административного состава образовательных организаций к предстоящим преобразованиям и увеличение числа дошкольников с речевыми нарушениями. Проанализированы основные образовательные направления, в которых применение приложений виртуальной и дополненной реальности представляет на текущий момент существенный интерес. Приводятся примеры приложений для различных образовательных направлений, доступных сегодня отечественному пользователю и возможных для применения в образовательном процессе учреждениями дополнительного образования. Указаны особенности данных приложений, расширяющие возможности педагога по сравнению со стандартными компьютерными программами для данных предметов, а также делающие возможным их применение в образовательном процессе. Обозначены в целом перспективы развития виртуальной реальности в российском образовании.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, цифровая образовательная среда.