Зеленцова В. А., Павлютенко А. И.
Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии
Раздел «Тренды современного образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Зеленцова В. А., Павлютенко А. И. Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 30-39. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo104/.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования естественно-научной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности средствами и методами учебного предмета «Химия». Анализируется понятие «функциональная грамотность» в содержании обновленного федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования. Приведены примеры классификации функциональной грамотности по разным основаниям. В качестве средств реализации естественно-научной грамотности представлены познавательные задания. Отмечены их особенности как по содержанию, так и по форме. Химический эксперимент раскрывается как ведущий метод химии в формировании естественно-научной грамотности. Кроме того, приведены примеры его реализации как метапредметного понятия. В качестве примера рассматривается методическая разработка — инструктивная карта лабораторной работы, которая является комплексным продуктом, включающим в себя экспериментальный компонент, алгоритм действий и познавательные задания различной формы. Приведены примеры схематичной визуализации терминологии естественно-научного содержания, запоминание которой вызывает сложность для обучающихся, особенно при прочтении научных текстов. Авторы акцентируют внимание на том, что в ходе освоения метапредметных знаний и формирования метапредметных умений у обучающегося формируется собственная мировоззренческая картина смыслов, ценностей, приоритетов. Кроме того, обеспечивается целостность представлений об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Ключевые слова: функциональная грамотность, метапредметность, потенциал, образовательный процесс, познавательное задание, химический эксперимент, образовательная среда.