Потапенко С. М.
Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной сред
Раздел «Научно-педагогические исследования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo101/.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании материалов регионального содержания в качестве основы для духовно-нравственного воспитания и этнокультурного образования, формирования образовательной среды, интегрированной в окружающую действительность. Калининградская область — особый историко-культурный регион, где переплелись история и современность, национальные и религиозные культуры разных народов. Изучение нового материала важно проводить на задачах прикладного характера, содержащих проблемные вопросы, близкие для понимания ученика, знакомые по его окружению, привлекающие его жизненный опыт. Образование с учетом регионального содержания раскрывает широкую палитру возможностей деликатного приобщения детей и молодежи к истории и современному развитию Калининградской области. Педагоги, включающие в материал уроков информацию о месте проживания своих учеников, сохраняют ценностные идеи российских воспитательно-образовательных традиций. На основе проведенного среди учеников и педагогов анкетирования выполнен анализ их интереса к занятиям с использованием информации регионального содержания. С одной стороны, выявлена заинтересованность детей, их желание рассматривать изучаемые дисциплины через анализ региональных аспектов, активизация их познавательной активности. С другой — разбираются причины, затрудняющие учителям проведение работы в данном направлении. Раскрывается образовательный потенциал региональной информации, предлагаются пути включения такого материала в деятельность образовательной организации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, региональный компонент, жизненный опыт, патриотизм, локальный историко-культурный материал, этнокультурное образование.