Григорян А. В., Потменская Е. В.
Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений
Раздел «Тренды современного образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo305/.
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования профессиональной мобильности. Актуальность данной работы обусловливается тем, что на сегодняшний день для образовательных учреждений существует острая потребность в гибком, подвижном и инициативном специалисте, который способен быстро обучаться новым техникам, успешно применяя их на практике. Важность исследуемой проблемы обусловливается возрастающей социальной напряженностью в обществе и государстве, связанной с активным проявлением асоциальных факторов, таких как неготовность работать в новых условиях, недостаточность опыта работы, поэтому существует необходимость оперативного решения этих проблем путем привлечения в образовательные учреждения педагогов, обладающих профессиональной мобильностью. В статье рассмотрено понятие профессиональной мобильности, понимаемой, с одной стороны, как «целенаправленный и осознанный процесс переподготовки специалистов», которые будут более конкурентоспособными на рынке труда; с другой стороны, как способность, побуждающая педагога к развитию профессиональных и личностных качеств. Также выделена специфика формирования профессиональной мобильности педагогов. Анализ социологической, педагогической и психологической литературы показывает, как к данной проблеме подходят отечественные и зарубежные исследователи. Раскрывается роль профессиональной мобильности современного педагога в его профессиональном и личностном развитии. Рассматриваются характерные особенности профессиональной мобильности, такие как гибкость, многозадачность, инновационность, самоорганизация и профессиональная подвижность. На основании анализа теоретических подходов к проблеме выделены определенные качества, которыми должен владеть современный педагог.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, педагогическое образование, социальная мобильность, формирование личности педагога, конкурентоспособность.