Дронь Е. Н.
Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo110/.
Аннотация. Каждый учитель в своей деятельности преследует несколько целей: передача предметных знаний, когнитивное развитие учеников, формирование метапредметных навыков, нравственное воспитание школьников. Последнее предполагает формирование ценностной сферы личности. В статье раскрывается значение уроков русского языка и литературы в формировании важнейших аксиологических понятий, являющихся одним из компонентов ценностной сферы. Смысл нравственных понятий раскрывает школьникам систематическая лексическая, этимологическая работа над словами, являющимися ценностными понятиями; работа над образом слова; выполнение лексико-семантических, лексико-фразеологических, структурно-семантических упражнений. Эти формы работы особенно эффективны на уроках словесности. Об одном из таких уроков словесности рассказано в статье. Урок «Северный чародей» был посвящен знаменитому архангельскому сказочнику С. Г. Писахову и анализу его сказки «Морожены песни». В статье описаны использованные на уроке приемы словарно-стилистической работы и словесного рисования и раскрыта их роль в формировании ценностных ориентаций личности школьников. На любом уроке словесности такие формы работы превращают то слово, которое анализируют ученики, в аксиологическое понятие и одновременно позволяют воспитывать у школьников отношение к слову как к ценности. По мысли автора статьи, на уроках словесности художественное слово является одновременно и объектом анализа, и средством формирования аксиологической сферы личности школьников. Уроки словесности наряду с понятиями «Родина», «семья», «любовь», «творчество» органично вводят в аксиологическую систему школьника и само Слово, помогают осознать его как ценность.
Ключевые слова: ценностные понятия, система ценностей, Слово, урок словесности, лексический анализ, стилистический анализ, словесное рисование.