Харькина М. А.
Профориентационная работа с молодежью
Раздел «Образование, воспитание, работа с молодежью».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/.
Аннотация. В статье рассматривается профориентационная работа как процесс, состоящий из комплекса мер, направленных на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. Опираясь на психологическую и педагогическую литературу, а также практический опыт организации и проведения работы по профессиональной ориентации молодежи, автор предлагает разделить этот процесс на три основных блока («Познай себя», «Мир профессий», «Рынок труда») и проводить в образовательных организациях цикл занятий по профессиональной ориентации в соответствии с этими блоками. Автор обращается к понятию «профессиограмма» и предлагает использовать профессиограммы в процессе профориентационной работы с обучающимися. В статье приведены примеры упражнений по самоанализу, которые способствуют осознанному выбору профессии молодыми людьми. Описаны цели, задачи и планируемые результаты, предложены формы работы для каждого из блоков цикла занятий. Материал статьи основан на анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение профориентационной работы в образовательных организациях, а также на анализе психологической и педагогической литературы; может быть использован педагогами при организации и проведении профориентационной работы с обучающимися.
Ключевые слова: профориентационная работа, выбор профессии, профессиональное самоопределение, рынок труда, востребованность профессии, профессиограмма.