Милявская Н. Б., Филиппова В. В.
Модель ARCS как средство развития учебной мотивации в системе дистанционного обучения
Раздел «Тренды современного образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Милявская Н. Б., Филиппова В. В. Модель ARCS как средство развития учебной мотивации в системе дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 13-21. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/kvo102/.
Аннотация. В В последние годы в связи с распространением пандемии COVID-19 дистанционный формат обучения прочно вошел в мировую систему образования. С массовым внедрением электронного формата организации образовательного процесса вновь остро встал вопрос формирования и поддержания мотивации учащихся в рамках дистанционного обучения. В статье рассматривается и опровергается тезис зарубежных исследователей о том, что электронный формат образования априори обусловливает высокий уровень мотивации (и, прежде всего, самомотивации) участников онлайн-обучения. В качестве действенного комплекса методов и приемов усиления мотивации участников образовательного процесса и повышения эффективности дистанционного обучения авторы статьи предлагают использовать широко распространенную в мире мотивационную модель ARCS, разработанную американским исследователем Дж. Келлером. Авторы подробно рассматривают четыре ключевых принципа модели ARCS: attention (внимание), relevance (значимость); confidence (уверенность); satisfaction (удовлетворенность). В статье также предлагаются практические приемы применения данной мотивационной модели в рамках дополнительных профессиональных программ на примере курсов английского языка для взрослой категории обучающихся, тем не менее стоит подчеркнуть, что рассматриваемая в статье мотивационная модель может успешно применяться в рамках любых образовательных программ.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная мотивация, уровни потребностей, модель ARCS, целеориентированное поведение, мотиваторы.