Завершинская Л. А.

О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней

Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».

Библиографическое описание статьи для цитирования: Завершинская Л. А. О полезности диахронического подхода к членению слов на морфемы при обучении правописанию корней // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 63-72. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo108/.

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем школьной дидактики — обучению правописания слов с проверяемыми гласными в корне. В ней обосновывается полезность диахронического подхода к членению слов на морфемы в процессе обучения школьников, что способствует осознанному и прочному усвоению правописания целых гнезд однокоренных слов, которые в результате опрощения потеряли явную связь с историческим корнем. Привлечение внимания к исходному значению таких корней позволяет учащимся накапливать необходимую информацию, помогающую им подбирать в процессе письма нужные проверочные слова и таким образом оперативно решать возникающие орфографические проблемы. Основываясь на анализе отдельных ошибок, часто встречающихся в тетрадях как младших, так и старших школьников, и многолетнем опыте работы по искоренению подобных ошибок, автор статьи приходит к выводу, что выявление исторических корней и этимологии трудных для написания слов благотворно влияет на орфографическую грамотность обучающихся русскому языку.

Ключевые слова: проверяемая гласная в корне, исторический корень, гнезда однокоренных слов, словарь морфем, этимологический словарь.