К проблеме организации процесса обучения младших школьников решению текстовых задач
Раздел «Педагогические технологии и методики».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Кваша И. Н., Малыхина В. В. К проблеме организации процесса обучения младших школьников решению текстовых задач // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 44-53. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/05apr2024/kvo103/.
Аннотация. В данной статье текстовые задачи представлены как дидактическое средство, обладающее возможностью осуществлять с обучающимися широкий спектр действий в рамках различных видов учебнопознавательной деятельности. Работа с текстовыми задачами способствует формированию у младших школьников базовых умений и навыков, организации повторения ранее изученного материала, формированию способности к постановке проблемы, реализации связей между математическими понятиями. Проведен анализ функционального потенциала текстовых задач, объективирующего возможность формирования личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий (далее — УУД), установленных требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) к математическому образованию младших школьников. Текстовые задачи представлены не только как цель обучения, но и как средство организации образовательной деятельности, в которой обучающиеся не просто усваивают готовые шаблоны решения, а овладевают приемами самостоятельного решения текстовых задач. Обращено внимание на раздел «Текстовые задачи», являющийся компонентом федеральной образовательной программы (далее — ФОП) по предмету «Математика», представлено многообразие функций текстовых задач. Рассмотрены существующие особенности работы над задачей в практической деятельности педагогов. Описан существующий подход к обучению решению задач, представленных в действующем учебнике математики. Раскрыто влияние данного подхода на успешность обучения младших школьников решению текстовых задач. Обоснована целесообразность соотнесения функций текстовых задач с методическими приемами реализации функций. Предложен комплекс методических приемов работы над текстовой задачей и конкретные задания, обладающие направленностью на формирование образовательных результатов обучающихся, соответствующих заявленным нормативным требованиям.
Ключевые слова: функциональная грамотность, региональный компонент, жизненный опыт, патриотизм, локальный историко-культурный материал, этнокультурное образование.