Буянский Д. Б.
Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo308/.
Аннотация. В методических рекомендациях рассматриваются сложности изучения истории родного края в Калининградской области. Автор обсуждает проблемы, связанные с тем, что регион стал частью СССР, а затем Российской Федерации только после 1945 года. Вместе с тем, локальная история не раз пересекалась с историей Российского государства. Ее нельзя игнорировать и из-за уважения к культурному наследию предыдущих поколений, которое оставило свои материальные следы в архитектурном, природном и ментальном ландшафте места. Автор предлагает интегрировать краеведческий материал в курс истории России и синхронизировать курсы всеобщей, отечественной истории с историей родного края. Он считает, что изучение истории родного края помогает формированию уважительного отношения к историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В статье предлагаются примеры интеграции краеведческого материала в курсы всеобщей и отечественной истории в общеобразовательной школе, синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории; рассматриваются особенности тематического планирования с учетом включения в предметное содержание краеведческого компонента. Даются методические рекомендации по использованию исторических сведений об истории края для достижения предметных и метапредметных результатов, применению деятельностного подхода в образовании, использованию краеведческих исторических сведений для подготовки к государственной итоговой аттестации. Моделируются проблемно-познавательные задачи с привлечением исторических краеведческих сведений.
Ключевые слова: историческое краеведение, историческая память, многоуровневый подход, метапредметные результаты, деятельностный подход, проблемная технология, современный урок.