Потапенко С. М., Данилова И. В.
Методика формирования и развития финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников
Раздел «Методические рекомендации педагогическому сообществу».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Потапенко С. М., Данилова И. В. Методика формирования и развития финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 56-64. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo105/.
Аннотация. Данная работа включает методические рекомендации учителям начальных классов, посвященные практическому внедрению навыков функциональной грамотности обучающихся 1–4-х классов на опыте МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда. В рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (далее соответственно — ФГОС НОО, ФГОС ООО) применение функциональной грамотности становится актуальным для предоставления возможностей дополнительного развития обучающихся 1–9-х классов. Особое внимание уделено финансовой грамотности школьников младших классов (1–4-е классы), необходимой для приобретения навыков финансовой адаптации и социализации в современном обществе. На школьном уровне обучающиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями; учатся применять математические знания к выполнению простых финансовых расчетов. Для учеников начальной школы формирование функциональной грамотности становится возможным благодаря интегративному подходу в обучении (совмещение урочной и внеурочной деятельности). В качестве примера приведен фрагмент занятия, являющегося частью собственного разработанного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». В рамках указанного курса задания для учащихся подбираются в соответствии с возрастом обучающихся: задачи экономического содержания, игры, практические задания, проекты и мини-исследования.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, внеурочная деятельность, игровые технологии.