Стаселович Г. А.
Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык»
Раздел «Педагогические технологии и методики».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/.
Аннотация. Одним из наиболее важных и сложных периодов начального общего образования является период обучения грамоте, задача которого заключается в научении детей элементарному чтению и первоначальному письму наиболее оптимальным для них способом. В статье описываются особенности построения образовательного процесса на первом этапе языкового образования школьников, рассматриваются проблемы и возможности построения уроков обучения грамоте, обосновывается целесообразность использования интегративного подхода при проектировании уроков в данный период обучения. Рассматривается понятие «система уроков», сопоставляются структурные компоненты отдельных уроков обучения чтению и уроков обучения письму, определяются место и виды речевой деятельности на каждом из вышеуказанных уроков. Особое внимание обращено на учебные задачи, которые решаются на разных этапах обучения грамоте: начальном, основном, заключительном. Поскольку основная задпача начальной школы — научить ребенка учиться, автор статьи обращает особое внимание на условия формирования важнейшего новообразования этого возрастного периода — учебной деятельности средствами учебных предметов. На основе выявленных особенностей организации деятельности обучающихся в процессе формирования у младших школьников элементарных навыков чтения и письма сконструирована структура интегрированного урока обучения грамоте.
Ключевые слова: виды речевой деятельности, обучение грамоте, ведущая деятельность, учебная деятельность, возрастные особенности, начальная школа.