Машина О. Ю.

Об опыте изучения родного (русского) языка и родной литературы на краеведческом материале

Раздел «Педагогические технологии и методики».

Библиографическое описание статьи для цитирования: Машина О. Ю. Об опыте изучения родного (русского) языка и родной литературы на краеведческом материале // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 64-80. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo106/.

Аннотация. В современной школе актуальна проблема формирования читательской грамотности обучающихся. Это и одна из целей курса литературы, и один из критериев качества подготовки учеников. Очевидная, на первый взгляд, задача встречает сложности в ее решении. Оказывается, что практика работы учеников с текстами недостаточна. Статья посвящена разработке методики формирования читательской грамотности школьников на уроках родного (русского) языка и родной литературы с привлечением краеведческого материала. Проблема решается в русле современной аксиологической направленности преподавания русского языка. Обращается внимание на процесс формирования читательской грамотности, навыков переработки текстов. Методы исследования включают наблюдение, анализ и обобщение опыта изучения фольклорного и диалектного материала в школе, применения краеведческих текстов. Также рассматривается необходимый для формирования читательской грамотности метод: поисковый, исследовательский, игровой. Описывается методика работы с текстом: поиск, выбор, наблюдение. Выведены основные методические принципы построения таких заданий, формирующих у воспитанников читательскую грамотность и ценность родного языка: разновозрастность, разноуровневость, самоопределяемость. Созданные задания станут частью разрабатываемого учебного пособия «Новгородская азбука», призванного организовать деятельность учителя и ученика при изучении родного (русского) языка на краеведческом материале и развивающего навыки переработки целых текстов.

Ключевые слова: родной (русский) язык, аксиология, краеведение, новгородские диалекты, фольклор, целостность текста, читательская грамотность.

Читать текст статьи онлайн