Буянский Д. Б., Курмашева А. Р.
Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе
Раздел «Тренды современного образования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/.
Аннотация. Гуманистические ценности, закрепленные во ФГОС в виде личностных результатов образования, пока еще не нашли своего практического воплощения: гораздо бóльшее внимание сейчас уделяется патриотическому воспитанию, где интересы общества, государства имеют приоритет над частными интересами. В связи с этим остро прослеживается необходимость для педагогов иметь идейные ориентиры, которые лежали бы в основе их деятельности и формирование которых выступало бы в качестве целевых ориентиров воспитательной работы. В данной статье рассматривается такой вид функциональной грамотности, как гражданская грамотность, которая понимается как способность человека применять предметные знания и навыки общественных наук для решения задач построения и функционирования гражданского общества, быть активным его членом, выполняя широкий круг социальных ролей в сфере гражданских отношений. Поскольку именно уроки истории и обществознания призваны в первую очередь создать условия для формирования собственной гражданской позиции ученика, авторы особое внимание уделяют одной из характеристик процесса развития гражданской грамотности — этапности формирования аксиологического компонента на уроках истории и обществознания. Приводятся примеры заданий по формированию системы ценностных ориентаций обучающихся, их способности к суждению, а также умения давать нравственную оценку определенных социальных действий.
Ключевые слова: гражданская грамотность, патриотизм, аксиологический компонент, ФГОС.