Зыкова М. Н.
Педагог как субъект трансляции культуры: психологический аспект (по материалам конкурсного испытания в рамках регионального этапа конкурса «Учитель года — 2022»)
Раздел «Научно-педагогические исследования».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Зыкова М. Н. Педагог как субъект трансляции культуры: психологический аспект (по материалам конкурсного испытания в рамках регионального этапа конкурса «Учитель года — 2022») // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 3-13. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo301/.
Аннотация. В статье рассматриваются проблема трансляции культуры педагогом. Формулируются и эксплицируются противоречия, конституирующие проблему несоответствия между требуемым от педагога и реальным уровнем его культуры, между декларируемой педагогом ценностью культуры и реальной опорой на ее содержание, проявляемой в деятельности. Трансляция культуры рассматривается в статье как ключевой компонент педагогической деятельности в ее содержательном аспекте; обосновывается связь между укорененностью в культуру педагога, с одной стороны, и педагогическим содействием укоренению в культуру обучающихся — с другой. Укорененность в культуру, в свою очередь, рассматривается в парадигме отношения с выделением когнитивного, аффективного и конативного компонентов. На основе анализа проблемы, осуществленного в логике системно-деятельностного подхода, сформулированы предположения (рабочие гипотезы) относительно реальной деятельности педагогов в аспекте трансляции культуры. Приводятся данные пилотажного исследования, полученные в ходе одного из конкурсных испытаний педагогов в рамках регионального этапа конкурса «Учитель года». Результаты исследования обсуждены в соотнесении с предположениями, сделанными на основе теоретического анализа проблемы. Выявлены и описаны системные дефициты профессиональной деятельности педагогов в аспекте укорененности в культуру и ее трансляции. Предложенные варианты интерпретации результатов позволяют наметить стратегии восполнения системных дефицитов.
Ключевые слова: трансляция культуры, укорененность в культуру, педагогическая деятельность, субъект трансляции культуры.