Урбанович Л. Н.
Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности
Раздел «Образование, воспитание, работа с молодежью».
Библиографическое описание статьи для цитирования: Урбанович Л. Н. Воспитательный потенциал учебных исследований и проектов духовно-нравственной направленности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 70-77. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo109/.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность и педагогическая целесообразность использования потенциала учебных исследований и проектов для духовно-нравственного развития и воспитания школьника в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. Обращается внимание на необходимость и одновременно сложность раскрытия ценностной составляющей заявленной в учебном исследовании проблемы, проникновения в смыслы нравственных категорий и понятий в контексте национальной, духовной и культурной традиций. На примерах предложен механизм анализа и выявления ценностных характеристик и духовных смыслов нравственных категорий «подвиг» и «милосердие». Благодаря деятельностному и творческому подходам работа со смыслами и ценностями в процессе выполнения учебных исследований и проектов способствует выработке у ученика личного отношения к данной проблеме и позволяет перейти в качественно новую позицию — духовно и нравственно зрелого человека.
Ключевые слова: учебное исследование, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, духовно-нравственное образование, базовые национальные ценности, ценностно-смысловое содержание, деятельностный подход.