Иванова Ирина Викторовна

Член редакционной коллегии

Доктор педагогических наук, доцент

Город, страна проживания: Калуга, Россия.

Место работы, должность: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, профессор кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью.

Ученая степень, ученое звание: доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент.

Область научных интересов:

  1. Методология и методика дополнительного образования, саморазвитие и самореализация детей в дополнительном образовании, экзистенциальные подходы к педагогическому сопровождению саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования, технологии педагогического сопровождения обучающихся в условиях дополнительного образования, ценностно-ориентированная образовательная среда в дополнительном образовании, воспитательные и развивающие возможности дополнительного образования. индивидуальные образовательные маршруты в дополнительном образовании, коунинг, наставничество, волонтерство в условиях дополнительного образования;
  2. теория и методика высшего образования, теория и методика высшего образования, саморазвитие и самореализация обучающихся в условиях высшего образования, экзистенциальные подходы к сопровождению саморазвития обучающихся в условиях высшего образования, технологии педагогического сопровождения обучающихся в условиях высшего образования, коунинг, наставничество, менторство, тьюторство, волонтерство в условиях высшего образования, деятельность студенческих научных обществ в вузах, индивидуальные образовательные маршруты и траектории саморазвития в высшем образовании, ценностно-ориентированная образовательная среда в условиях высшего образования. воспитательные ресурсы высшего образования, стратегическое развитие высшего образования.

Общее количество публикаций:  более 500.

Индекс Хирша: 21

Наименование значимых научных трудов:

  1. Воспитание детей и молодежи: тенденции и решения / И. В. Иванова, В. А. Макарова, Л. Г. Астахова [и др.]. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2024. — 183 с.
  2. Дополнительное образование детей — пространство саморазвития личности / И. В. Иванова, В. А. Макарова, Е. Н. Буслаева, Л. Г. Астахова. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. — 180 с.
  3. Иванова, И. В. Самопознание и саморазвитие / И. В. Иванова. — М.: ООО «Директ-Медиа», 2023. — 316 с.
  4. Копинг-стратегии — ресурс саморазвития подростка / И. В. Иванова, В. А. Макарова, А. Ю. Казакова [и др.]. — М.: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2022. — 208 с.
  5. Иванова, И. В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности / И. В. Иванова. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. — 296 с.
  6. Иванова, И. В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект / И. В. Иванова. — Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», 2013. — 265 с.

Значимые публикации (за последние 5 лет):

  1. Байбородова, Л. В. Нравственный идеал современного ребенка: педагогическое сопровождение выбора / Л. В. Байбородова, И. В. Иванова, М. И. Рожков // Образование и саморазвитие. — 2024. — Т. 19. — № 3. — С. 84-97.
  2. Иванова, И. В. Преодоление как фактор саморазвития / И. В. Иванова, М. И. Рожков // Образование и саморазвитие. — 2024. — Т. 19. — № 2. — С. 54-69.
  3. Рожков, М. И. Воспитательный потенциал социально-ориентирующих игр / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Журнал педагогических исследований. — 2024. — Т. 9. — № 4. — С. 3-11.
  4. Иванова, И. В. Волонтерство, наставничество, тьюторство — три кита событийной социальной практики / И. В. Иванова // Профильная школа. — 2023. — Т. 11. — № 3. — С. 33-37.
  5. Иванова, И. В. Инновационные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов / И. В. Иванова, О. Г. Лукьянова // Журнал педагогических исследований. — 2023. — Т. 8. — № 6. — С. 118-125.
  6. Иванова, И. В. Менторство и наставничество — тренды развития научно-исследовательской деятельности студентов / И. В. Иванова, О. Г. Лукьянова // Профильная школа. — 2023. — Т. 11. — № 5. — С. 20-26.
  7. Иванова, И. В. Модель научного наставничества на основе коллаборации студенческих научных обществ вуза и техникума / И. В. Иванова // Нижегородское образование. — 2023. — № 4. — С. 65-72.
  8. Иванова, И. В. Рефлексивно-ценностный подход к формированию экологически ответственного поведения подростков и молодежи / И. В. Иванова, Н. В. Коненкова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2023. — № 3(15). — С. 49-61.
  9. Иванова, И. В. Специфика организации педагогического сопровождения саморазвития обучающихся сельских школ в условиях дополнительного образования / И. В. Иванова // Педагогика сельской школы. — 2023. — № 4 (18). — С. 38-53.
  10. Иванова, И. В. Рефлексивно-ценностный подход в образовании: результаты исследования и перспективы развития / И. В. Иванова // Социально-политические исследования. — 2022. — № 4 (17). — С. 80-94.
  11. Иванова, И. В. Событийные научные мероприятия в формировании общероссийской гражданской идентичности учащейся молодежи / И. В. Иванова // Профильная школа. — 2022. — Т. 10. — № 6. — С. 14-26.
  12. Рожков, М. И. Коллектив и межличностные отношения современных детей / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2022. — Т. 28. — № 2. — С. 5-11.
  13. Иванова, И. Актуализация решения реальной дилеммной ситуации как целевая функция педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании / И. Иванова // Воспитание школьников. — 2021. — № 1. — С. 51-58.
  14. Иванова, И. В. Развитие «гибких» компетенций педагогов дополнительного образования / И. В. Иванова // Нижегородское образование. — 2021. — № 3. — С.140-148.
  15. Иванова, И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании / И. В. Иванова // Социально-политические исследования. — 2021. — № 3 (12). — С. 100-115.
  16. Иванова, И. От социального проектирования — к разработке и реализации проектов собственной жизни / И. Иванова // Воспитание школьников. — 2021. — № 3. — С. 58-66.
  17. Пучкова, А. Сказка как поликультурный феномен и средство нравственного воспитания / А. Пучкова, И. Иванова // Воспитание школьников. — 2021. — № 2. — С. 44-53.
  18. Рожков, М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. — 2021. — № 1 (118). — С. 37-47.

Членство в редакционных коллегиях / редакциях иных научных журналов:

  1. Член редакционной коллегии журналов: «Журнал педагогических исследований» (ВАК); «Педагогические технологии» (РИНЦ); «Образовательные технологии» (РИНЦ).
  2. Заместитель главного редактора журнала «Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки» (РИНЦ).

Участие в значимых научно-методических и научно-практических мероприятиях:

  1. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации», 27 сентября 2024 г., Кострома.
  2. Научные Чтения К. Э. Циолковского, 18 сентября 2024 г., Калуга.
  3. XXXIX Международные Толстовские чтения «Мысль вне времени и границ», посвященные 196-летию со дня рождения писателя, 09 сентября 2024 г., Тула.
  4. XVIII Международная научно-практическая конференция «Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования», 25 мая 2024 г., Казань.
  5. IX Международная научно-практическая конференция «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив», 17 мая 2024, г., Казань.
  6. Дедковские чтения. XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диалог власти и общества: от офлайн-коммуникаций к онлайн-дискурсу в цифровом публичном пространстве», 26−27 апреля 2024 г., Кострома.
  7. Международная научно-практическая конференция «Развитие потенциала семьи в современном мире» 18 апреля 2024 г., Орехово-Зуево.
  8. IV Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование — пространство саморазвития личности», 25−26 марта 2024 г., Калуга.
  9. III Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», 12 марта 2024 г., Москва.
  10. Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика: время выбора», 12 декабря 2023 г., Калуга.
  11. Х Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования», 08 декабря 2023 г., Москва.
  12. Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Коррекционно-педагогическая деятельность специалиста сферы образования: цель, средства, результаты», 22−23 ноября 2023 г., Волгоград.
  13. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты», 17 ноября 2023 г., Ханты-Мансийск.
  14. IV Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития», 10 ноября 2023 г., Калуга.
  15. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации», 27 сентября 2023 г., Кострома.
  16. Научные Чтения К.Э. Циолковского, 20 сентября 2023 г., Калуга.
  17. Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Непрерывное образование: теория и практика реализации», 28 апреля 2023 г., Казань.
  18. Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Мы верим в Россию», 17 мая 2023 г., Калуга.
  19. Международная конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы. Государственная молодежная политика: вызовы времени и перспективы развития», 17 мая 2023 г., Москва.
  20. Международная научно-практическая конференция «Социокультурные основы развития воспитательных систем образовательных организаций», 26 марта 2023 г., Ярославль.
  21. Международный креатив-форум «Социальная дидактика: за пределами привычных понятий», 06 марта 2023 г., Москва.
  22. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Х Дыльновские чтения «Социология и современное общество: междисциплинарные подходы исследования», 10 февраля 2023 г., Саратов.
  23. Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми и талантливой молодежью: опыт, проблемы, перспективы», 15 декабря 2022 г., Кострома.
  24. Всероссийская научная конференция с международным участием «Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: традиции и инновации», 29 ноября 2022 г., Ярославль.
  25. III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Дополнительное образование детей — пространство саморазвития личности», 24−25 ноября 2022, КГУ им. К. Э. Циолковского.
  26. VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные социальные технологии и проекты в работе с молодежью», 16−18 ноября 2022 г., Уфа.
  27. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция — 2022: традиции и инновации», 14−15 октября 2022 г., Саратов.
  28. Научные Чтения К. Э. Циолковского, 19 сентября 2022 г., Калуга.
  29. XXXVIII Международные Толстовские чтения с международным участием, посвященные 194-летию со дня рождения писателя, 09 сентября 2022 г., Тула.
  30. «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации», 05−06 сентября 2022 г. Кострома.
  31. VIII Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования», 19−21 апреля 2021 г., Москва.
  32. Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика организации работы с молодежью», 09 апреля 2021 г., Ростов-на-Дону.

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка / стажировки:

  1. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин», 144 часа, АНО ВО «Университет Иннополис».
  2. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности приема и обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях», 32 часа, МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  3. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Использование современных информационных технологий и ресурсов в электронной информационно-образовательной среде ВУЗа», 36 часов, КГУ им. К. Э. Циолковского.
  4. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства на основе компетентстного подхода», 16 часов, Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации.
  5. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационные и цифровые технологии в образовании», 72 часа, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  6. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии», 36 часов, Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис».
  7. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация работы с молодежью», 36 часов, Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.
  8. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России», 36 часов, КГУ им. К. Э. Циолковского.
  9. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Наставничество и коучинг в организации: развитие профессиональных навыков и управленческого потенциала», 36 часов, «Инфоурок».
  10. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент в дополнительном образовании», 72 часа, Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.
  11. Профессиональная переподготовка «Организация и содержание логопедической работы», 600 часов, КГУ им. К. Э. Циолковского.

Награды:

  1. Почетная грамота Министерства образования и науки Калужской области (2021 г.).
  2. Почетная грамота управления образования г. Калуги (2012 г.).

Другие достижения:

  1. Председатель Совета экспертизы образовательных программ и моделей образовательного процесса.
  2. Председатель Совета по НИРС КГУ им. К. Э. Циолковского.